«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A - Своими руками
Своими руками

«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A

Для соревнований нужно срочно изготовить леерную схематичку, примерно как класс F1A, но только обтяжка крыла с одной стороны. Фюзеляж строгать не пришлось, нашелся в запасе от настоящего планера.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AИ даже с крыльями, но снимать обшивку с нижней стороны совершенно не хотелось. Они практически целые. Немного ремонта и можно взлетать. Обшиты длинноволокнистой бумагой на эмалите, красота и ностальгия.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AНе долго думая срисовываю профиль, думаю и в усеченном виде хорошо будет нести. Нужно скопировать расстояние между установочными штырями из проволоки ОВС. Просто прикладываю бумажку и размер взят. Шаблон для нервюр вырезаю из тонкого алюминиевого листа просто ножницами. В районе отверстий втыкаю булавки, даже сверлить не нужно, протыкают металл довольно хорошо.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AИз 4 миллиметровой фанеры выпиливаю три корневые нервюры и парочку на усиление ушка, это на каждое крыло. Собираю в пакет и обрабатываю шкуркой в точный размер.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AОни будут шаблонами при обработке бальзовых нервюр. Сверю отверстия для установочных штырей на фюзеляж. У этого класса моделей крылья ничем не закрепляются, держатся исключительно на трении. Поэтому сверло подбираю на микрон меньше, чтобы одевались втугую.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AПримеряю фанерные нервюры к фюзеляжу, устанавливаются достаточно плотно.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AПри помощи шаблона размечаю из 2 миллиметровой бальзы промежуточные нервюры, вырезаю скальпелем.Хороший нож купил на АлиЭкспрессе с набором острых и тонких лезвий. Совершенно свободно можно резать легкую бальзу до 5 миллиметров.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AСобираю в пакет, немного неряшливо получилось, но с запасом. Устанавливаю по краям сборки нервюры вырезанные из фанеры, они будут выполнять роль шаблонов. Всю сборку зажимаю в тиски и обрабатываю шкуркой. Ориентируясь на фанерки.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AПодготовка реек для крыла весьма ответственная процедура. Нужно выбирать прочную и одновременно легкую заготовку без сучков и косослоя.Предварительно и припуском распиливаю бруски на большой циркулярке.
Затем калибрую с четырех сторон на маленьком станке.На валу которого установлена фреза с мелкими зубьями,для гладкого реза.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AОкончательно шлифую утюжком со шкуркой.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AИногда в моделке начинается очередной распил и заготовки реек устанавливаю в органайзер про запас.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AРейку задней кромки крыла стесываю по шаблону на треугольник. Рейку на лобик подбираю достаточно мощную, закругляю переднюю кромку. Её буду устанавливать под углом, это придаст крылу дополнительную прочность на кручение и минимизирует флаттер.
Размечаю положение переднего и заднего стрингера как и положение дополнительных.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AСобираю в пакет несколько лезвий от пилы по металлу (просто соединяю малярным скотчем) и прорезаю паз под центральную, самую прочный стрингер. Ответственная процедура, главное не просадить размер,нервюры должны устанавливаться максимально плотно.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AНачинаю собирать крыло на плазе. Предварительно склеил несколько листов офисной бумаги в нужный размер, вычертил крыло. Чертеж приклеил на мебельный щит прозрачным скотчем. Для защиты от клея.
Применяю клей ПВА столяр. Для этой процедуры его не развожу, нужен густой.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AЕго разлил в маленькие флакончики с тонким носиком.И дополнительно на носик одеваю такую коническую тумбочку. Отрезаю кончик в размер и отверстие получается нужного диаметра, либо тоньше, или толще.Эту штуку выпросил в медицинской лаборатории.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AПри монтаже нервюр промазав клеем каждое место установки основного самого мощного стрингера и в соответствии с чертежом собираю сразу два крыла вместе. После сборки и подгонки, просто разрежу на правую и левую консоль.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AУстанавливаю на клею и остальные стрингеры. Прижимаю все грузами. После высыхания клея устанавливаю стрингер на лобик нервюр и фиксирую его малярным скотчем.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AНастал черед задней кромки крыла. Фиксирую набор грузом, прикладываю рейку и размечаю места хвостиков нервюр карандашом.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AИз нескольких пилок по металлу собираю пакет по толщине нервюры. Делаю пробный вырез паза .Как Вы знаете полотна по металлу имеют волнистую режущую грань и сдвигая их можно немного варьировать ширину реза. Лезвия фиксирую простыми канцелярскими зажимами. Усилия при работе незначительные и не вижу смысла городить, что-то капитальное.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AНервюры должны входить в паз с некоторым усилием, устанавливаю заднюю кромку на клею и дополнительно фиксирую малярным скотчем.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AЗатем самодельной пилкой подрезаю оставшиеся кончики стрингеров.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AСледующим этапом, изготовление законцовок (ушек) крыльев. Они устанавливаются под небольшим углом к центроплану. Во первых, такая установка повышает устойчивость планера. При наклоне наклоне допустим на правый борт. Правое ушко становится горизонтально и повышает несущую способность правой консоли, она поднимается. В то-же время левое ушко увеличивает угол по отношению к горизонтали и несущая способность левой консоли уменьшается. Таким образом происходит самостабилизация планера. Ушки имеют небольшую крутку, что повышает путевую устойчивость. Одно ушко имеет слегка больший угол установи и большую крутку, для более стабильного полета по кругу. После схода с леера руль направления немного отклоняется и вводит планер в полет по кругу. Главная задача неуправляемого аппарата, не улететь далеко, а продержаться в воздухе максимально дольше, выполняя полет по кругу.

По чертежу определяю длину нервюр на ушке, вырезаю из алюминиевой пластины шаблон конечной.
Собираю пакет и обрабатываю в тисках при помощи шкурки. Прорезаю пазы для установки стрингеров.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AПодготавливаю рейки на стрингеры ушек.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AДва шаблона из тонкого алюминия, на регулировку угла установки ушек.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AСклеил ушки, корневую нервюру устанавливаю по шаблону на нужный угол.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AГотовые ушки примеряю к крыльям, закрепляю при помощи канцелярских зажимов до окончательной подгонки по месту.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AКонтролирую угол установки при помощи шаблона, крутку конца ушек угольником.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AИз 4 миллиметровой шлифованной фанеры по шаблону размечаю уголки усиления.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AВыпиливаю ювелирным лобзиком при помощи шведских пилок по металлу номер два.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AРазмечаю места врезки усилений на стрингерах.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AОшибся однако, все это нужно делать на этапе подготовке к сборке. Сейчас приходится выдумывать различные способы пропила пазов в уже собранных деталях.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AВклеиваю усиления в пазы и устанавливаю ушки на место, в отверстия дополнительно вклеиваю шпажки. Все собираю на ПВА.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AПосле проматываю все соединения нитками. Для удобства манипуляции изготовил небольшой челнок из пластика. Обмотку проклеиваю тем-же ПВА.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AПосле высыхания клея осторожно шлифую набор утюжком со шкуркой. Отрезаю выступающие кончики шпажек.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AРаспиливаю центроплан на левую и правую консоль. Шлифую корневые нервюры, для лучшего прилегания к фюзеляжу.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AКонтрольная установка консолей на штыри. Все в норме.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AГотовлю обшивку из миллиметровой бальзы Для частичной обшивки. Подгоняю в размер.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AНаношу клей на набор крыла.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AДля придания выпуклости обшивке передней кромки просто протираю её влажной тряпочкой. Пластина изгибается и на обратную поверхность согласно разметке наношу полосы клея в зависимости от прилегания к набору. Жду пока клей полностью высохнет и станет прозрачным. Кисточку нужно быстро промыть в горячей воде с хозяйственным мылом. Иначе высохший клей её испортит, она мне еще пригодится. Устанавливаю обшивку на набор, слегка фиксирую малярным скотчем. Затем начинаю проглаживать обыкновенным утюгом. ПВА расплавляется и приваривает обшивку к набору.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AТаким-же способом привариваю обшивку на ушки. Немного прошкуриваю неровности и все сметаю щеткой.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AКонсоли готовы к обшивке пленкой. Примеряю еще раз к фюзеляжу.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AОбтяжка производится лавсановой пленкой без клеевого слоя. Для приклейки набор крыла промазываю обувным термореактивным клеем. Он свободно продается в магазинах для обувщиков.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AДо нужной консистенции разводится ацетоном. Ацетоном-же можно отмыть кисточку после мазюканья. Система нанесения клея.
Понятно, разлил по баночкам из под косметики с тонким носиком. Выдавливаю полоску клея на стрингер или на торец нервюры и размазываю кисточкой. Так-же промазываю и обратную сторону задней кромки и лобового стингера. Пленку для прочности буду заворачивать. И на плоскость корневой нервюры тоже.
Приклейка пленки (обтяжка).
Отрезаю клену немного большего размера горизонтального набора консоли. По три сантиметра примерно. Понятно, перерасход ценного материала, но за эти полоски нужно хорошо держаться при обтяжке.
Укладываю пленку с припуском на каркас. В районе перехода набора на ушко делаю больше на 5 миллиметров примерно.Затем кончиком утюга приклеиваю точками пленку по углам в районе этого перегиба. Слегка натягивая и не допуская морщинок приклеиваю точками в районе корневой нервюры.

Посредине крыла приклеиваю точкой на первый лобовой стрингер и аналогично на заднюю кромку. Самое главное не допускать перекосов и морщин. Совершенно не обязательно тянуть сильно. Просто ровно. Так, приваривая обшивку точками проходим весь набор. Если получилось ровно можно приваривать обшивку по передней и задней кромке полосой. Приварил полосу и загибаю пленку на обратную сторону. Так-же поступаю с корневой нервюрой. Натягиваю пленку, нагреваю утюгом и привариваю её к плоской стороне нервюры. Если такой фокус не удался нужно разрезать край пленки на полоски и приклеивать по частям. Отрезаю лишнее очень осторожно, если прорежу пленку. Придется все перетягивать полностью. Не нужно приваривать пленку ко сему набору. Только по краям.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AЗатем отрезаю кусок пленки с припуском для обтяжки ушек. Край уже приклеенной пленки промазываю термореактивным клеем, даю просохнуть. Склеиваю полосой две части пленки и осторожно по точкам приклеиваю её на ушко. Полосой по краям и так-же заворачиваю конец на последнюю нервюру.

Пленка приклеена по кругу, можно начинать натягивать. Это еще более ответственная процедура. Можно прожечь, неправильно подобрав температуру, можно перетянуть и крыло свернет в восьмерку.
Установив на фене нужную температуру, начинаю процесс.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AУстанавливаю край крыла на столе и прижимаю грузом. Таким образом, чтобы ушко было ко мне. Придется все объяснять, поскольку снимков не делал. Начинаю осторожно греть от перегиба крыла в сторону корневой нервюры. Важно не сильно нагревать шов стыковки двух полос пленки с крыла к ушку. Все может стянуться и шов разойдется. Платными движениями “дулки” поперек крыла гоню пленку от перегиба к корневой нервюре, там стоит груз, вот до него. Грузом и рукой держу крыло горизонтально не допуская перекоса. Можно проходить несколько раз -нежно, до полного натяжения. Когда крыло натянуто, снимаю груз, переворачиваю его уже корневой нервюрой к себе. Груз на крыло и натягиваю феном маленький остаток пленки там где стоял груз. Примерно так-же натягивается и ушко. От места склейки полос пленки в кончику.

Место склейки сильно не греть!
Точно по такому-же принципу можно натянуть пленку обыкновенным утюгом. Подобрать температуру на ненужном кусочке и вперед.
Если крыло все таки повело в крутку можно исправить. Устанавливаем перпендикулярно к кромке стола, прижимаем грузом, греем всю поверхность феном и рукой выправляем этот “пропеллер”. зафиксировав в нужном положении рукой, феном убираем образовавшиеся складки. Когда крыло полностью натянуто можно приварить пленку по нервюрам кончиком утюга. Только осторожно не перекосив конструкцию.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AГотов планер, нужно облетать.
Да чуть не пропустил.
Для принудительной посадки планера применяется следующая процедура. Элеватор установлен на резинке, в районе задней комки он привязан ниткой в которую вставлен фитиль. По правилам он должен гореть две минуты. Затем пережигается нитка, элеватор поднимется вверх под 40 градусов примерно (все регулируется по полету) и модель начинает парашютировать. Снижаться плоско. Иначе её может подхватить восходящий поток и унесет в неизвестном направлении. Если что-то пошло не так и планер улетает, судьи фиксируют время пока он виден в небе.

Применяю фитиль из обыкновенной индийской ароматной палочки. Полтора сантиметра горят примерно две минуты.
Небольшой видосик, как это действует. Еще не установлен фиксатор элеватора, который останавливает его под углом в 40 градусов.

Планер готов, выезжаем в поле на тестовые полеты.
Аэродром ДОСААФ. Большущее поле. Планера, вертолеты.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AНа этом просторе у нас есть своя зона полетов и выделенная взлетная полоса.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AНа подъем флага СМИРНО!
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AЕсть в запасе древний леер с трещоткой длина тросика 50 метров.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1AС начала настройка планера. Простые броски с руки. Чего-то кривенько все.
Начинаю подкручивать настройки. Процесс занимает практически час времени. Броски настройки, броски настройки.
Настройки завершены, пробная затяжка на коротком леере. Еще немного настроек.
И еще настройки, постепенно увеличивая длину леера.
Планер поднимается против ветра практически как змей, его можно водить на поводке дожидаясь хорошего момента для отцепа. Поворачивать в разные стороны относительно направления воздушного потока.

Не передаваемые ощущения когда чувствуешь в руке тягу планера, немного тянешь вниз опуская носик, переводишь в горизонт. Ослабляешь натяжение и птичка отделяется от леера.

Полеты состоялись можно и закусить слегка.
«Схематичка» на старом фюзеляже планера класса F1A

SitesReady

Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного. - Альберт Эйнштейн

Follow us

Don't be shy, get in touch. We love meeting interesting people and making new friends.