Модель Morback_F3P - Своими руками
Своими руками

Модель Morback_F3P

Бродя по просторам интернета наткнулся на интересный чертеж зального самолетика. Разработан прототип достаточно давно в лохматом году. Когда только начинался класс F3P — модели пилотажных самолетов для полетов в спортзалах ,«зальный» пилотаж. Спортсменов совершенно не пугали самолеты весом в 180 грамм. Модель представляет собой наглядный поиск вариантов и компоновочных решений нового тогда класса. Чем-же интересна данная конструкция.

ПРЕДКРЫЛКИ!

Это сейчас поиск решений и компоновки практически закончился. Модели в основном изготовляются по карбоново-пленочной рамной конструкции. Вес аппаратов колеблется от 35 до 40 г! Имеется ввиду полетный: с мотором, сервоприводами и аккумулятором. Продолжительность полета таких «монстров» размахом в 90 см и длиной 105 см (примерно) составляет 6-8 минут.
Отвлекся собственно.
Перехожу к изготовлению.
Поскольку все кругом запрещено и в спортзал не пробиться, буду собирать модель не супер лёгкую. Полетать на воздухе в безветрие.
Распечатал чертежи по листочку, склеил достаточно большую «портяночку» чертежа. Вырезал шаблоны. Изготовление начинаю по стандартному варианту, отрезаю у потолочки изогнутые края и склеиваю в стык парочку листов. На этот раз у руки попалась плитка с легким «мраморным» рисунком, толщиной в 3мм.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PЗатем фиксирую место склейки малярным скотчем с двух сторон, этот прием предотвращает искажение плоскости. Для более четкой склейки один край полоски скотча приклеиваю на плитку. затем натягиваю, закрепляю другой.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PПоскольку шаблоны на этот раз у меня из тонких листиков, закрепляю на пенопласте иголками. Втыкаю их под разными углами наклона, так лучше прижимается бумага.
Модель Morback_F3PРазметил мягким карандашом, разрезал. Первый раз приступаю к такой модели, буду делать как на чертеже. Усовершенствования отложу на потом. Слегка смутила заумное компоновочное решение отдельных элементов конструкции.
Модель Morback_F3PШаблоны убрал в папочку, пригодятся. Может повторю как вариант, полегче, когда до зала доберусь
Модель Morback_F3PГотовы все деталюшечки.
Модель Morback_F3PОтрезал рейку усиления крыла 2х3мм сечением, немного убрал лохматость шкуркой.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PРазрезаю крыло, наношу клей на одну половину, приклеиваю рейку. Немного выждав, пусть клей слегка схватится. Теперь клей уже на рейку и вторую половину крыла на место. Все стягиваю малярным скотчем в двух сторон. Отрезаю элероны. Край обращенный к крылу срезаю под 45 градусов.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PНавешиваю на скотч, отогнув с лицевой стороны под 45 градусов. С изнанки приклеиваю слегка натянув скотч, перегнув элерон на крыло. В этой операции использую скотч 3М супер кристалл в улитке. Перепробовал много разных вариантов. Этот самый хороший. Все остальное просто липкая лента Модель Morback_F3P
Модель Morback_F3PОтрезаю руль высоты и так-же навешиваю на скотч с двух сторон.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PПервая мина подстерегла в этой заумной конструкции.
Отверстие в фюзеляже слишком маленькое. Чтобы в него можно вставить крыло с элероном. Пришлось один снять. Просовываю в дырдульку крыло. Новая проблема, как ровно собрать Горизонтальную поверхность фюзеляжа состоящую из нескольких частей?

По порядку
Две пластины носовой части, крыло, две пластины хвостовой части, руль высоты. Собрать, подогнать, желательно ровно и перпендикулярно.
Модель Morback_F3PНа коленке не получается, на краю стола тоже. Придется собрать и настроить стенд. Эту конструкцию с партайгеноссе Виктором собрали для изготовления карбоново- пленочных самолетов.
Собрал рояль, настроил. Помещаю на него части горизонтальной поверхности фюзеляжа с крыльями.
Модель Morback_F3PТеперь руль высоты не вставляется в хвостовую часть. Отрезаю руль направления, разрезаю фюзеляж и через разрез вставляю этот самый руль.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PСобралось в кучу эти детали, пока клей не схватился промеряю расстояние между крылом и рулем высоты. Для симметрии они должны быть одинаковыми с обоих сторон.
Модель Morback_F3PВертикаль зафиксировал треугольниками из утеплителя, оклеенными скотчем для защиты от титана.
Все сколол иголками.
Модель Morback_F3PМонтирую предкрылки, они с одной стороны связаны конструктивно с концевыми шайбами на крыле. Ладно и здесь прорвемся, разрезаю шайбу на двое, после снятия со стола просто приклею нижнюю часть.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PНавешиваю на место снятый элерон и заодно руль направления.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PПока все оставляю подсыхать конструкцию.

Трудно мне пришлось эти мины обходить.
В следующем варианте придется упрощать.Получилось девять клеевых швов в конструкции горизонтальной плоскости фюзеляжа и крыла.
Можно тремя обойтись.

Вся горизонтальная пластина цельная, вместе с рулем высоты, сверху снизу две вертикальные пластины фюзеляжа, это два шва с клеем. Крыло сверху-третий шов. Слегка перемудрил конструктор.

Я всегда иду по оригинальным чертежам. Когда первый раз собираю конструкцию. Полетаю, посмотрю и уже затем начинаю модернизацию.
И Вам советую.

Все, батарейка села…

Чай-тайм.
Модель Morback_F3PСнимаю самолетик со стола, устанавливаю на другой стапель для окончательной сборки. Сразу монтирую концевые шайбы. Первую разрезал и нанеся клей установил на место. У второй приклеил отрезанную нижнюю часть.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PНа кончики крыла небольшие пластины тормозов.
Модель Morback_F3PМожно красить.
Немного отливаю краски в другую баночку и слегка развожу водой, для покраски кистью. Не советую
это делать в той упаковке, в которой купили. Можно промазать и развести слишком жидко, тогда вся краска будет испорчена. Небольшое количество, на один раз испортить невозможно, всегда есть вариант подлить густой краски из баночки.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PДовольно трудно красить готовую конструкцию, приходится придумывать.
Модель Morback_F3PИ рисунком делаю как получится. Так сказать»свободной рукой». Слегка наношу эскиз прямо кисточкой с краской по месту.
Модель Morback_F3PКабину и руль высоты размечаю с обратной стороны фюзеляжа на просвет.
Модель Morback_F3PЖелтая краска хорошо легла в два слоя.
Всегда начинайте со светлого тона, проще мыть кисточку при переходе цвета. Модель Morback_F3P
И красный всегда свободно перекроет желтый. Наоборот не получится.

Остатки краски помечаю цветом на крышке. Всегда оставляйте именно того цвета которым работали. Может придется поправить чего, у Вас все готово и разведено до нужной консистенции.
Модель Morback_F3PЧтобы краска побыстрее просохла использую обыкновенный фен для волос.
Модель Morback_F3PОтливаю немного красного.
Как видите красный акрил отлично прикрыл желтый. В два слоя.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PЧерный, вообще все замажет, правда тоже в два слоя с просушкой феном.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PРазмечаю и вырезаю пластинки усиления носовой части фюзеляжа и моторамы. Края срезаю под 45 градусов и приклеиваю на место. Из фруктовой фанеры выпиливаю мотораму, немного шлифую шкуркой и заклеиваю на место.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PТрубочкой с экстрактором вырезаю шайбочки усиления для прутиков крыльев. Приклеиваю на место. Кончики прутиков в 1мм отрезаю наискосок, так лучше протыкается пенопласт. Промазываю клеем и устанавливаю на место.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PПриклеиваю усиление на нижнюю пластину фюзеляжа в носовой части и монтирую усиления из прутиков в 1мм на хвостовой балке.
Модель Morback_F3PСобрал стойки шасси с колесиками. Устанавливаю на усиливающие шайбы. Отверстия для установки предварительно прокалываю тонким шилом.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PПредупреждаю сход-развал нужно делать как на машине. Иначе модель будет криво ездить по земле.
Модель Morback_F3PПриклеил хвостовой костыль и рейку угольную на руль высоты.
Модель Morback_F3PМонтирую удлинители качалки на сервопривод элеронов. Изготовлен из угольного прутика 1.5 мм, зафиксированном термоусадкой с циакрином.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PТяги управления из угольного прутика в 1мм, шарниры из термоусадки.
Модель Morback_F3PОсаживаю термоусадку газовым карандашом, аккуратно, чтобы не сжечь.
Модель Morback_F3PПримеряю сервопривод элеронов в отверстие, заодно подрезаю тяги управления элеронов.
Модель Morback_F3PЗаконцовки на шарнирах термоусадки с циакрином.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PПромеряю длину плеч сервопривода, треугольники на элероны должны быть такой-же высоты.
Треугольники изготовляю из потолочки на верхней грани делаю желобок, куда вклеиваю законцовки тяг. Временно фиксирую малярным скотчем.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PПеред установкой управления фиксирую элероны иголками. Вклеиваю на место сервопривод обернутый малярным скотчем, для защиты от клея. Приклеиваю треугольники, фиксирую иголками.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PКачалка на руль высоты из прозрачного пластика в виде вилки надевается прямо на руль. Приклеивается титаном. Качалка на руль направления врезается и приклеивается. Прорезать тонкую щель в довольно проблематично. Просто покачиваю лезвие ножа, пенопласт малость сжимается.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PПроводку на руль направления и высоты провожу при помощи рыболовной плетенки. Сервоприводы управления задвинул максимально вперед. Поскольку есть подозрение, что центровка будет задней. Сервоприводы вклеиваю предварительно обернув малярным скотчем.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМонтаж проводки осуществляется следующим образом.
Один конец привязываю в отверстие на качалке сервопривода, затем протягиваю до отверстия кабанчика на руле, продеваю и протягиваю на другую сторону. Там протягиваю во второе отверстие кабанчика руля, тяну до второй качалки сервопривода и при завязывании узелка подтягиваю нитку. Получается натягиваю по кругу. Выравниваю положение сервопривода и руля, закрепляю плетенку с отверстиях циакрином.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PМахнурку на костыль, для лучшего скольжения.
Модель Morback_F3PКонтрольное отверстие для шурупа крепления мотора.
Устанавливаю мотор.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3PМодель Morback_F3PПоказалось, носик ненадежный, усилил парой прутиков в 1мм на шайбочках.
Модель Morback_F3PВсе установлено, контрольный завес.
Модель Morback_F3PМодель Morback_F3P
Немного полетов.


Модель Morback_F3P
Чертежи

SitesReady

Только те, кто предпринимают абсурдные попытки, смогут достичь невозможного. - Альберт Эйнштейн

Follow us

Don't be shy, get in touch. We love meeting interesting people and making new friends.